ga

С грузовым судном во время пути иногда случаются неприятности. К примеру:

  • пожар из-за неправильного декларирования опасных грузов;
  • судно садится на мель или перестает двигаться из-за поломки оборудования;
  • происходит падение яруса контейнеров из-за неверного декларирования весов грузов;
  • тяжелые погодные условия ставят под угрозу устойчивость судна.

В подобных ситуациях капитан судна и (или) судовладелец обязаны принять все разумные меры для обеспечения безопасности корабля, груза и, что наиболее важно, экипажа.

Для спасения может понадобиться:

  • сбросить за борт некоторые грузы (это может быть груз, который мешает устойчивости судна при плохой погоде, или тяжелый груз, сбрасывание которого позволит судну стать легче и сойти с мели);
  • совершить не предусмотренный графиком заход в ближайший порт;
  • воспользоваться услугами профессиональных спасателей;
  • провести срочный ремонт корабля, в ходе которого некоторые грузы могут быть повреждены;
  • и др.

Если сложилась чрезвычайная ситуация и судно и/или грузы потерпели преднамеренные разумные убытки во время спасения от общей для них опасности, судовладелец может объявить «общую аварию» (англ. «general average»). К примеру, если судно село на мель и пришлось запускать двигатели на максимальных скоростях, чтобы с нее сойти, убытком будет являться стоимость дополнительно израсходованного топлива и ущерба, причиненного двигателям из-за работы на пределе возможностей. Все стороны, участвующие в подобном рейсе, должны пропорционально разделить понесенные убытки.

Понятие «общая авария» было сформулировано в Йорк-Антверпенских правилах в 1890 году. Правила несколько раз обновлялись, последняя редакция — 2016 г. Правило A1 гласит: «Ситуация общей аварии существует тогда и только тогда, когда любые чрезвычайные потери или расходы намеренно и обдуманно сделаны или понесены ради общей безопасности в целях сохранения имущества, участвующего в совместном морском рейсе».

Представим, что судно перевозило сто контейнеров для ста клиентов. Один из контейнеров загорелся в море, огонь распространился на девять других контейнеров. Эти десять контейнеров были сброшены за борт, чтобы спасти остальные девяносто контейнеров, судно и экипаж. Так как корабль, груз и экипаж были спасены из-за этого действия (успешное завершение операции по спасению – обязательное условие объявления общей аварии), все убытки от потери будут распределены между ста клиентами и судовладельцем. Пострадавшие стороны получат компенсацию своих убытков.

Распределением убытков занимается специальное лицо – диспашер (итал. «dispassiare» – развязывать). По окончании рассмотрения аварийного происшествия и признания его общей аварией, диспашер составляет расчет общей аварии – диспашу. Диспаша содержит подробное изложение общей аварии и распределение убытков с указанием долей каждой из сторон-участников морской перевозки. Расчет производится следующим образом. Стоимость имущества (судна, груза и провозных платежей (фрахта)), ради спасения которого была произведена общая авария, называется контрибуционный капитал. Сумма общей аварии (понесенных убытков) делится на контрибуционный капитал. Получается величина контрибуционного дивиденда. Произведение контрибуционного дивиденда на величину части контрибуционного капитала, принадлежащую участнику морского предприятия, составляет величину его взноса на покрытие общей аварии. Сумма взносов всех участников общей аварии покрывает общеаварийные убытки. Эти средства направляются на возмещение общей аварии и распределяются между лицами, понесшими убытки.

Морской перевозчик (судовладелец) придерживает выдачу грузов получателям до момента предоставления необходимого финансового обеспечения и оформления сопутствующих документов.

Не устаем напоминать – страхуйте свои грузы. Наша компания страхует грузы клиентов с покрытием риска общей аварии.

Источники: раз, два.