Страхование грузов позволяет грузовладельцу компенсировать убытки, понесенные в случае повреждения или утраты товара во время перевозки. Машины попадают в аварии, самолеты падают, на судне-контейнеровозе может произойти пожар, недобросовестные работники терминала могут совершить кражу и т.д. Добровольное страхование грузов обеспечивает защиту от ущерба, вызванного подобными происшествиями.
Можно ли страховать грузы через экспедитора?
Да. Согласно действующему законодательству (закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности», статья 8), к транспортно-экспедиционным услугам относятся и услуги по заключению экспедитором со страховой организацией договоров добровольного страхования грузов. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности уточнено, что экспедитор вправе за счет клиента заключать со страховой организацией договоры добровольного страхования грузов, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Таким образом, при выполнении экспедитором услуг по организации добровольного страхования грузов в договоре обязательно должно быть предусмотрено право или обязанность экспедитора организовывать страхование груза клиента. Например, договор может содержать такой пункт: «Экспедитор обязан уведомлять Заказчика о возможности и целесообразности добровольного страхования груза, организовать страхование груза по желанию Заказчика и за счет Заказчика».
Зачем заключать договор добровольного страхования грузов через экспедитора, а не напрямую со страховой компанией?
Потому что страхование грузов через экспедитора имеет ряд преимуществ.
- Экономия времени. На своих сайтах все страховые компании пишут о быстроте заключения договоров страхования, но на практике на оформление и согласование условий и тарифов требуется некоторое время.
- Экономия денег. У экспедитора за счет большого количества заказчиков обеспечен большой объем грузов, которые необходимо страховать. Как следствие, экспедитор может рассчитывать на получение более низких тарифов от страховых компаний. Таким образом, при обращении в одну и ту же страховую компанию клиент, скорее всего, получит страховой тариф выше, чем экспедитор.
- Отсрочка платежа. Практически всегда условием вступления договора страхования в силу будет являться поступление оплаты на счет страховой компании. При страховании груза через экспедитора клиент получает отсрочку платежа на оказанные услуги страхования и оплачивает страхование груза по факту оказания всего комплекса транспортно-экспедиционных услуг.
- Информационная поддержка. В случае наступления страхового случая клиент получит от экспедитора подробную консультацию и оперативное содействие в оформлении документов для получения страховых выплат.
От чего зависит страховой тариф?
На определение страхового тарифа могут влиять следующие факторы:
1) маршрут и дальность перевозки (разные тарифы будут применяться для грузов, перевозимых из Юго-Восточной Азии и из Западной Европы);
2) тип груза (тариф на страхование планшетов будет выше тарифа на страхование угля);
3) способ транспортировки (тарифы при авиаперевозке и при перевозке морским путем будут отличаться);
4) количество перегрузок и/или перевалок (как показывает практика, наиболее высокая вероятность повреждения или утраты груза возникает именно при проведении погрузочно-разгрузочных работ);
5) выбираемые риски и пределы ответственности по ним (чем больше набор страхуемых рисков и чем выше пределы ответственности, тем дороже будет стоить страховой полис. Можно застраховать груз только «от полной гибели», это обойдется дешевле, чем страхование «от всех рисков». Но если вы, например, везете плазменные телевизоры, и они приехали с разбитыми дисплеями, но все-таки приехали – страховая компания ничего не возместит.).
При заключении договора страхования «С ответственностью за все риски» страховыми случаями являются: повреждение или полная гибель (утрата) всего или части груза, наступившие по любой причине. Страхование грузов «от всех рисков» не покрывает:
1) конфискацию грузов;
2) недостачу груза при целостности упаковки (в этой ситуации, скорее всего, виноват отправитель, недогрузивший товар);
3) повреждение при явно недостаточной упаковке (если отправитель отправил фарфоровые статуэтки навалом, будет очень сложно получить выплаты от страховой компании);
4) естественную порчу/убыль (природа некоторых грузов предполагает ржавение, гниение, усушку и т.п. процессы).
Условно грузы можно поделить на три товарные группы:
— группа 1: драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусств, электроника, пушнина, стекло и т.д.;
— группа 2: технологическое оборудование, запасные части, машиностроительная продукция, сельскохозяйственная техника, продукты питания, продукты сельскохозяйственного назначения, обувь, одежда, мебель, парфюмерия, фармацевтическая и химическая продукция и т.д.;
— группа 3: металлопрокат, метизы, древесина, бумага, строительные материалы, трубы, уголь, руда, нефть и т.д.
Самые высокие страховые тарифы будут применяться к группе 1, самые низкие – к группе 3. Страховой тариф представляет собой определенный процент от стоимости груза.
Как застраховать груз?
Для организации страхования груза необходимо предоставить следующую информацию:
— наименование груза;
— наименование грузоотправителя;
— наименование грузополучателя;
— маршрут перевозки (место загрузки, место разгрузки);
— количество и вид транспортных средств, на которых осуществляется перевозка груза;
— наличие и место перевалок и/или перегрузок;
— параметры груза (род и вид упаковки, вес, объем);
— наименование выгодоприобретателем по страховому полису.
Что делать при наступлении страхового случая?
Если при разгрузке транспортного средства обнаружено повреждение застрахованного груза, в первую очередь, грузополучателю нужно приостановить разгрузку и незамедлительно проинформировать экспедитора, который оказывал услугу по страхованию груза. Грузополучатель должен описать экспедитору ситуацию, объяснить, что визуально с грузом произошло: порвана упаковка, груз поцарапан или разбит и т.д. После консультации со страховой компанией экспедитор даст инструкции насчет дальнейших действий грузополучателя.
Если груз существенно поврежден или утрачен, на место разгрузки прибудет сюрвейер. Сюрвейер – это эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов. Сюрвейер дает заключение о состоянии осматриваемого имущества, определяет характер и размер его повреждения.
Если выезд сюрвейера не требуется, так как груз поврежден не существенно и привлекать вышеуказанного специалиста нецелесообразно (но это решение принимает не грузополучатель, а страховая компания), нужно сделать фотографии поврежденного груза (желательно на всех этапах разгрузки: в транспортном средстве, на складе и т.д.) и завершить процедуру разгрузки транспортного средства.
Обязательно необходимо письменно зафиксировать факт повреждения груза следующим образом.
1. Составить акт приемки с указанием количества недостающего (поврежденного) груза. Акт может быть составлен в произвольной форме, его необходимо составлять не менее, чем в двух экземплярах: один грузополучателю, второй – представителю перевозчика (водителю). Ниже вы можете видеть пример составленного акта, он заполнен от руки. В акте указывается, кто присутствовал при его составлении и описывается, какие проблемы были обнаружены на выгрузке товара. В нашем случае была обнаружена недостача двух электронных книг. В акте написано, что коробка с товаром была разрезана снизу и снова заклеена скотчем. Акт подписали водитель, заведующий складом и специалист по таможенному оформлению.
2. Если это перевозка автомобильным видом транспорта, во всех экземплярах CMR в графе 24 «Груз получен» нужно сделать отметку о порче (повреждении) груза. Например, «груз в количестве XXX мест, массой XXX кг, поврежден (испорчен) (описать повреждения)», «обнаружена недостача груза в количестве (массой) XXX». Указать данные акта о несохранности груза, дату и время его составления.
Какие документы нужно предоставить в страховую компанию для получения страхового возмещения:
- письмо в адрес страховой компании, где застрахован груз, с кратким описанием возникшей ситуации и с указанием суммы истребуемого страхового возмещения;
- копию заказа (заявки) на организацию доставки груза;
- копию договора поставки с отметками банка о регистрации сделки при необходимости ее регистрации;
- копию инвойса на груз с отметками таможенных органов;
- копию упаковочного листа на груз;
- копию товаро-сопроводительных документов по всему маршрут следования груза;
- копию акта о приемки товара по количеству и качеству/копию акта о несохранности груза;
- копию страхового полиса или копию договора добровольного страхования груза;
- письмо на бланке организации с указанием расчетного счета и иных банковских реквизитов, на который необходимо перечислить страховое возмещение;
- фотографии поврежденного груза при их наличии;
- иные документы по требованию страховой компании.
При оформлении добровольного страхования груза через экспедитора экспедитор оказывает содействие в получении страховых сумм и помогает оформлять все требуемые документы для страховой компании для получения выплат по страховому случаю. Срок рассмотрения вопроса о выплате страхового возмещения, как правило, не превышает одного месяца с момента предоставления в страховую компанию полного пакета документов. Страховое возмещение по застрахованному грузу получит выгодоприобретатель, то есть физическое или юридическое лицо, назначенное в договоре страхования получателем страховой выплаты в случае наступления страхового случая.
Кто получит деньги?
Как правило, экспедитор, осуществляя страхование груза, указывает выгодоприобретателем клиента, которому оказывается комплекс транспортно-экспедиционных услуг. По указанию клиента выгодоприобретателем может быть указано любое лицо.
Экспедитор может в качестве выгодоприобретателя указать себя, в таком случае после получения страхового возмещения от страховой компании на свой расчетный счет, экспедитор будет перечислять полученное возмещение на расчетный счет компании, заявившая претензию о повреждении (утрате) груза.
Если в качестве выгодоприобретателя указан грузополучатель, страховое возмещение от страховой компании будет перечисляться на расчетный счет грузополучателя, минуя расчетный счет экспедитора, несмотря на то, что договор страхования заключен между страховой компанией и экспедитором.
Ответственность за порчу и утрату груза, предусмотренная международными конвенциями.
Может возникнуть вопрос: надо ли грузовладельцу страховать груз, если международными конвенциями все равно предусмотрена ответственность перевозчика за груз во время транспортировки. Разберемся на примерах.
Вид перевозки | Конвенция | Пределы ответственности в случае порчи, утраты груза |
Автомобильные | Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, 1956 г.) | 8,33 SDR* за кг веса брутто |
Морские | Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила, 1978 г.) | 835 SDR за место или 2,5 SDR за кг веса брутто (большая из двух) |
Гаагско-Висбийские правила (1968 г.) | 666,67 SDR за место или 2 SDR за кг веса брутто (большая из двух) | |
Мультимодальные | Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (Женевская конвенция, 1980 г.) | 920 SDR за место или 2,75 SDR за кг веса брутто (большая из двух) |
Авиа | Варшавская конвенция (1929 г.) | 250 франков за кг веса брутто (эквивалент 65,5 мг золота 0,900 пробы; ~ 20 USD) |
Монреальская конвенция (1999 г.) | 17 SDR за кг веса брутто | |
Железнодорожные | Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ, 1980 г.) | 17 SDR за кг веса брутто |
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС, 1951 г.) | сумма, соответствующая понижению стоимости груза |
* SDR – это специальные права заимствования, искусственные деньги Международного валютного фонда, которые существуют только в безналичном виде и имеют ограниченную сферу применения. Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из пяти ведущих валют: доллар США, евро, иена, фунт стерлингов и китайский юань (до 01.10.2016 юань не входил в корзину). На сайте Национального банка Республики Беларусь можно найти курс SDR к белорусскому рублю. 1 SDR примерно равен 1,5 долларам США.
Пример 1.
Клиент заказывает автоперевозку 2 европаллет ноутбуков, вес брутто 791 кг, стоимость по инвойсу 54 075 usd. В случае утраты груза по Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) максимальная ответственность перевозчика составит 8,33 SDR за кг веса брутто. Курс SDR по состоянию на 22 апреля 2016 г. — 27 950,96 рублей, курс доллара — 19829,00 рублей. Таким образом:
1) 8,33 SDR/кг * 791 = 6589,03 SDR – максимальная предусмотренная ответственность;
2) 6589,03 SDR *27950,96 BYR/SDR = 184 169 714 BYR – максимальная предусмотренная ответственность в белорусских рублях;
3) 184 169 714 BYR : 19829 BYR/USD = 9 288 USD – максимальная предусмотренная ответственность в долларах США;
4) 54 075 USD > 9 288 USD – сравнение стоимости груза и размера максимальной ответственности.
Итого максимальное возмещение составит 9288 usd. Потенциальный ущерб больше примерно в пять раз. Такой груз целесообразно дополнительно застраховать.
Пример 2.
Клиент заказывает мультимодальную перевозку силикагеля. Стоимость груза 18 720 usd. Вес брутто 26 130 кг, груз упакован в 1300 полиэтиленовых мешков. Проведя аналогичные расчеты, мы увидим, что сумма возмещения, согласно Женевской конвенции 1980 г., полностью покроет ущерб, если груз будет утрачен. Данный груз можно не страховать. Отметим, однако, что для получения возмещения может понадобиться довольно много времени и усилий по преодолению бюрократических процедур. Получить страховые выплаты в случае добровольного страхования груза гораздо проще.
Будем рады вашим вопросам в комментариях!