В 2012 г. доставка грузов по железной дороге из Китая в наш регион была как снежный человек – о ней иногда говорили, но практически никто не мог похвастаться реальным опытом.
В 2016 г. мы привезли свой первый такой груз – 40футовый контейнер игрушек из Yiwu в Минск.
В 2020 г. пришло время поделиться ответами на часто задаваемые вопросы о таких перевозках.
Мы расскажем про транзитное время и от чего оно зависит; маршруты ж/д перевозок; возможности перевозки специфических грузов; саму технологию доставки из Китая ж/д транспортом; документацию в ж/д перевозках; отслеживание контейнеров в пути следования; ценообразование контейнерных ж/д перевозок; недостатки перевозок по железной дороге; вывоз контейнера со станции Колядичи в другие страны; процедуру возврата порожних контейнеров.

  1. Как быстро едет груз по ж/д из Китая?

Средний срок доставки по ж/д из Китая в Беларусь от станции отправления до станции назначения составляет ~ 16-18 дней после выхода поезда. Ускоренные контейнерные поезда движутся со средней скоростью 800-1000 км/сутки по выделенной «нитке» графика. Для сравнения, перевозка морским транспортом через прибалтийские порты займет в среднем около 45-50 дней, авиаперевозка – от 3 до 10 дней.
На общий срок доставки влияют следующие факторы:

  • наличие в нужном регионе порожних контейнеров под загрузку;
  • переносы отправлений по различным причинам (не собрался полный состав, задержки таможенного оформления, нехватка платформ);
  • расписание выхода поездов (раз в неделю, каждый день или др.);
  • схема доставки: «чистое» ж/д, или ж/д + авто, или море+ж/д на разных участках пути;
  • степень загруженности погранпереходов на границе с Китаем;
  • специфика груза. Не все поезда принимают грузы с батареями (опасные грузы отправить практически невозможно); не все станции могут работать с грузами, отправленными из таможенного склада (bonded warehouse), или с грузами, где более пяти кодов ТН ВЭД; груз может попасть под таможенный досмотр и не успеть на запланированный поезд и др. Если груз сборный и при пересечении границы по одному из грузов возникнут какие-то проблемы, задержка коснется всех соседей по контейнеру. А изредка ожидание  выдачи «сборника» на станции прибытия занимает больше времени, чем сама перевозка «станция-станция»;
  • непредвиденные обстоятельства (военные учения в приграничных зонах, природные катаклизмы и т.д.). Например, в июне 2020 г. из-за наводнения в Монголии пострадала железная дорога, что привело к задержкам поездов.

  1. Какой маршрут перевозки по ж/д из Китая?

*Цифры в скобках соответствуют отметкам на карте, отметки примерные.
В наш регион грузы чаще всего отправляются со станций Zhengzhou (1), Changsha (2), Chongqing (3), Suzhou (4), Yiwu (5), Chengdu (6), Xi’an (7) и попадают в ЕАЭС через один из следующих погранпереходов:
— Маньчжурия (Manzhouli), Китай / Забайкальск, Россия (8);
— Алашанькоу (Alashankou), Китай / Достык, Казахстан (9);
— Эрнехот (Erenhot), Китай / Замын-Удэ, Монголия (10) +  Сухэ-Батор, Монголия / Наушки, Россия (11);
— Суйфэньхэ (Suifenhe), Китай / Гродеково, Россия (12).
Основными пунктами прибытия контейнеров являются:
— в Беларуси – Минск (ст. Колядичи), Брест (ст. Брест-Северный);
— в Польше – Малашевиче (Małaszewicze), Варшава, Познань, Лодзь;
— в Литве – Вильнюс;
— в Московской области, Россия — Ворсино, Кресты, Ховрино, Селятино, Кунцево, Силикатная.
В России ускоренные контейнерные поезда также курсируют до других крупных городов (Екатеринбург, Новосибирск и др.).


После прибытия на станцию назначения для «последней мили» доставки чаще всего используют площадку-контейнеровоз. Если груз при этом еще не растаможен, оформляется таможенный транзит.
После выгрузки порожний контейнер необходимо сдать в указанное перевозчиком место. Иногда оно находится за сотни километров от станции прибытии/места выгрузки, что влияет на общую стоимость перевозки.
Если в интересующий вас регион нет регулярного прямого ускоренного контейнерного поезда, стоит рассмотреть соседние регионы. Например, груз в Азербайджан можно привезти по схеме «ж/д + море» через Казахстан.

География контейнерных поездов меняется и развивается с течением времени. Чтобы все работало, необходим стабильный грузопоток, иначе это не будет выгодно ни ж/д оператору, ни клиенту. Если грузопотока не случается, ж/д сервис отменяется или становится очень редким.

  1. Можно ли:

… отправить груз по ж/д из Гонконга, Тайваня, Кореи?
На практике мы не сталкивались с организацией отправок грузов из этих стран с использованием железных дорог Китая. Однозначно это будет хлопотное дельце из-за дополнительных таможенных процедур. Быстрее, проще и дешевле воспользоваться привычными схемами доставки с использованием морского транспорта.
… отправить сборный груз по ж/д из Китая?
Да. Перевозка сборных грузов по ж/д — это вообще одна из самых популярных услуг нашей компании.
Отметим, что если вы собираетесь отгружать небольшую партию морем на EXW, стоит также проверить ж/д ставку. Весьма вероятно, что за сопоставимую цену вы сможете получить груз гораздо быстрее. А если груз совсем небольшой, целесообразно сравнить стоимости ж/д и авиадоставки. Возможно, разница в стоимости окажется приемлемой, а срок доставки по авиа будет короче.
… отправить 20фут. контейнер по ж/д из Китая?
Для контейнерных перевозок используются «длинные» ж/д платформы. Не все станции принимают 20-ки к перевозке. Кроме того, обычно выдвигаются дополнительные требования к количеству и весу контейнеров. Например, станция может принимать 20-ки только «парами» (четное количество контейнеров одновременно), при этом вес каждого контейнера не более 15 тонн, расхождение по весу в паре до 2 тонн. Даже если вы готовы выполнить эти условия, может оказаться, что 20-ок нет в наличии под загрузку, т.к. они совершенно не популярны. Поэтому экспедиторы предпочитают говорить, что отправить груз по ж/д в 20фут. контейнере нельзя.
… отправить опасный груз по ж/д?
В зависимости от того, какой именно это груз. Легковоспламеняющиеся или взрывчатые вещества к перевозке не примут. На данный момент привезти легально мобильные телефоны или электроскутеры можно (батареи должны быть внутри изделия, а не упакованы отдельно), а повербанки или аккумуляторы нет. С течением времени ситуация может меняться. Будьте готовы представить на свой опасный груз MSDS, а в идеале еще и Certificate for Safe Rail Transport of Chemical Goods.
… загрузить в контейнер 28 тонн груза?
Нельзя. Максимальный допустимый вес груза в 40фут. контейнере – 24-26 тонн, в зависимости от станции. При этом загрузка должна быть равномерной, центр тяжести должен находиться в центре контейнера, а груз должен быть хорошо закреплен. Если на станции будут выявлены нарушения, там все переделают, как надо, но за ваши деньги (reloading and reinforcement fee). Пример плохой загрузки вы можете видеть на фото.
… отцепить в Орше контейнер, следующий на Колядичи?
Нельзя. То, что контейнер проезжает ту или иную станцию, не значит, что можно достать из состава ваш конкретный «ящик». Ускоренные контейнерные поезда и повагонная отправка – совершенно разные вещи.
… отправить рефрижераторный контейнер по ж/д из Китая?
Можно, но такие отправки пока носят скорее проектный характер. Например, 02.12.2020 г. первый ускоренный рефрижераторный поезд прибыл из Chengdu на станцию Ворсино.
Если будет стабильный спрос, появятся и стабильные сервисы, через которые можно будет отправлять мелкие партии в 1-2-5 контейнеров. А если у вас есть достаточное количество контейнеров (40-50+), вы можете сформировать и отправить свой собственный контейнерный поезд :)
… отправить груз по ж/д в Китай?
По нашему опыту, это еще не стало таким же обыденным делом, как привезти груз из Китая. Но такие грузоперевозки осуществляются. В частности, из Беларуси в Китай отправляют пиломатериалы, торф, льноволокно, сухое молоко, крахмал, продукты питания.

  1. Как вообще происходит доставка из Китая ж/д транспортом?

Схематично перевозку по ж/д из Китая можно представить следующим образом:

1) клиент и экспедитор договариваются о цене, обмениваются данными отправителя и агента;
2) после получения букинга от отправителя, агент бронирует место;
3) отправителю подается порожний контейнер под загрузку, или отправитель привозит груз на склад, где будет производиться загрузка в контейнер, или агент забирает у отправителя груз машиной (характерно для сборных грузов).
Изредка бывает, что в нужном регионе не хватает порожних контейнеров. В такой ситуации агент, скорее всего, предложит доплатить за перевозку контейнера из другого региона или ждать появления «порожняка» в местном депо;
4) загруженный контейнер перемещается на станцию отправления (как правило, за 3-5 дней до отправления);
5) клиент в установленный агентом срок предоставляет заполненную счет-спецификацию на груз (см. раздел 5 статьи);
6) агент присылает железнодорожную транспортную накладную SMGS на проверку. Внимательно отнеситесь к проверке.
Если нужно, внесите в SMGS оговорки о финальном месте доставки, о необходимости подачи на определенные подъездные пути после прибытия и т.д.
Если перевозится сборный груз, то на весь контейнер оформляется одна общая SMGS, а на каждую конкретную партию товара агент дополнительно выписывает «railway bill»;
7) происходит таможенное оформление и пломбировка контейнера.
Таможенным оформлением, как правило, занимается номинированный агент. Иногда отправители настаивают на использовании услуг своего брокера, но по нашему опыту это не практикуется ни для целых контейнеров, ни для сборных грузов;
8) после формирования и оформления состава поезд выезжает, агент предоставляет SMGS с отметками об отправлении в 26 графе;
9) по мере движения клиенту предоставляется информация о местонахождении контейнера;
10) контейнер прибывает на станцию назначения, проверяется целостность пломб, закрывается транзит. Отслеживать закрытие доставки и размещение контейнера в зоне таможенного контроля на станции Колядичи можно здесь;
11) производится таможенное оформление импорта и выгрузка из контейнера.
Конкретный ход событий может варьироваться, например:
— грузополучатель растамаживает контейнер на станции, оплачивает услуги СВХ, вывозит груз (подробности по вывозу со станции Колядичи здесь);
— оформляется таможенный транзит, контейнер вывозится на другое ПТО, может быть, даже в другую страну;
— контейнер со сборным грузом выгружают на СВХ. После таможенного оформления получатель забирает свой груз с СВХ. Совет: постарайтесь перед растаможкой убедиться, что приехал именно ваш груз. Очень редко, но бывают накладки. В нашей практике был один случай, когда белорусский груз уехал во Францию, а французский приехал в Беларусь. Грузополучателям удалось ими обменяться, но на это потребовалось время;
12) порожний контейнер сдается на указанный собственником терминал (чаще всего, на станцию прибытия).

  1. Какие и когда нужно предоставлять документы на груз при ж/д перевозке из Китая?

Отправитель должен предоставить агенту комплект документов, необходимых для оформления экспортной декларации. Как правило, это договор купли-продажи, инвойс, упаковочный лист.
Активное участие грузополучателя необходимо при подготовке счет-спецификации оператора поезда, рассмотрим ее подробнее.

Ж/д груз из Китая должен сопровождаться заполненной на русском и английском языках «счет-спецификацией» (invoice-specification), содержащей информацию о сторонах сделки, условиях поставки, грузе (десятизначные коды ТН ВЭД, страна происхождения, описание, количество штук и грузовых мест, вес нетто и брутто, стоимость) и др. Это не блажь вашего экспедитора, таковы требования. Скачать и рассмотреть подробнее счет-спецификацию можно здесь.
Шаблон счет-спецификации предоставляет оператор поезда, по нашему опыту, они все одинаковы. Заполненный документ необходимо выслать в двух вариантах: в Excel и в PDF с подписью и печатью грузополучателя. Оформленная спецификация приезжает с грузом на станцию назначения.
Счет-спецификация должна быть готова заблаговременно, обычно не позднее 5 дней до выхода поезда. При большой загруженности станции и таможни она может быть затребована за 8-10 дней до отправления.
Часто к первой версии возникают замечания и приходится вносить правки. Поэтому лучше не делать все в последний день, особенно если у вас много товарных позиций.
Параметры груза должны совпадать во всех документах (счет-спецификации, коммерческих документах отправителя, SMGS).
Основное внимание китайской таможни сосредоточено на том, чтобы не вывозились запрещенные к вывозу товары и чтобы в случае досмотра количество груза совпало с количеством, указанным в документах. Иногда отправители хотят сэкономить и заявляют один общий код товара, вместо десяти разных, например, на автозапчасти. Это порочная практика, может дойти вплоть до конфискации.
Экспедиторам на заметку: иногда бывает велик соблазн сделать спецификацию за клиента. Не стоит: не разбираясь досконально в товаре, вы легко можете допустить ошибку и остаться виноватыми в последующих проблемах. А если иначе никак, обязательно отправляйте счет-спецификацию на подтверждение и подпись клиенту.

  1. Как отследить контейнер, который едет по ж/д из Китая?

Для отслеживания движения контейнера вы можете воспользоваться одним из следующих вариантов или их комбинацией.

  • Полагаться на информацию от вашего экспедитора/китайского агента.

Например, вы можете получить такую диспозицию: «CCLU6583421 850007 ИНСКАЯ 3326KM  TO VORINSO».
Т.е. контейнер  CCLU6583421 прошел станцию Инская, до станции назначения Ворсино осталось 3326 км.
Или вот такую, демонстрирующую, что контейнеру TKRU4424315 остался 561 км до станции Колядичи, т.е. один день пути.

 

  • Использовать бесплатные трекинговые системы или приложения собственников контейнеров и ж/д операторов. Для перевозки в наш регион чаще всего используются контейнеры «ТрансКонтейнера», отследить их текущее местоположение можно здесь.

Пример отслеживания:

  • Использовать платные сервисы. С определенной периодичностью вы будете получать подробные отчеты, например, вот такие:

«Номер вагона / контейнера – TKRU1234567. Код дороги отправления — 94. Код станции отправления — 947005. Станция отправления — Забайкальск (эксп. КЖД), ЗАБ. Код дороги назначения — 13. Код станции назначения — 144809. Станция назначения – Колядичи, БЕЛ. Дата и время отправки — 09.12.2020, 17:32. Дата и время последней операции — 18.12.2020, 13:47. Код дороги последней операции — 13. Код станции последней операции — 147008. Станция последней операции — Бобруйск, БЕЛ. Операция — Проследование составом грузового поезда/локомотивом станции. Расстояние до станции назначения, км — 139. Груз — Трубы нержавеющие (323062), 18.615 т. Индекс поезда — 9468+728+1448. Главная группа — XYZ.  Вес груза, т. – 18.615. Примечание — Пусто. Дата примерного прибытия – 19.12.2020. Состояние слежения – На слежении. Дни без движения — 0. Код операции — ОТСФ. Тип слежения — Маршрутное. Номер платформы (для контейнера) — 12345678. Ваш комментарий к вагону — Пусто. Контейнера в вагоне — Пусто.»
Все известные нам системы не показывают статус контейнера, пока он находится на территории Китая.
После прибытия контейнера на станцию назначения станция по телефону уведомляет об этом получателя, указанного в SMGS. На практике уведомлять могут с задержкой, поэтому присматривать за ходом перевозки самостоятельно не помешает.

  1. Сколько стоит привезти груз по ж/д из Китая?

В 2013 г. в Китае начала действовать программа «Один пояс, один путь», направленная на активное развитие сухопутных связей с другими странами континента. В Китае очень быстро развивается железнодорожная инфраструктура, а железнодорожные компании субсидируются. Размер субсидий зависит от конкретной провинции.
Какая была бы цена без субсидий, мы не знаем, но в настоящее время (2020 г.) возить грузы ускоренными контейнерными ж/д поездами дешевле, чем самолетом, и дороже, чем по морю.
Несомненным плюсом контейнерных ж/д перевозок является стабильность ставок – обычно они не меняются в течение месяца. Не будем брать во внимание ноябрь-декабрь 2020 г., когда весь мир столкнулся с логистическим коллапсом в Китае :)
Если в морских перевозках ставка обычно применяется по дате выплытия контейнера, то в ж/д – по дате выдачи разрешения на забор порожнего контейнера под погрузку (the date of the pick up reference).
Цена на ж/д перевозку складывается из следующих основных составляющих:
— пикап (доставка от отправителя до станции отправления);
— терминальная обработка груза на станции, оформление документов;
— экспортное таможенное оформление;
— перевозка по железной дороге на станцию назначения;
— довоз до получателя (при необходимости);
— прочее (например, получение экспортной лицензии, доплата за груз, содержащий батареи).
При перевозке сборного груза цена будет зависеть от его веса и объема.
На большинстве ж/д сервисов принята условная пропорция, что 1 м3 объема = 500 кг веса брутто. Может также встречаться 1 м3 = 425 кг, 1 м3 = 450 кг. Расчет ведется по большему параметру.
Если грузовое место нестандартное по весу или габаритам, будут применяться дополнительные надбавки. Например, доплатить придется, если грузовое место более 3000 кг или более 3,5 м в длину.
По умолчанию грузы считаются штабелируемыми. Если груз нештабелируемый, при расчете его объема высота будет считаться как 2,5 м. К сожалению, даже если вы заплатите за нештабелируемость, груз может приехать нагруженный чем-то сверху, человеческий фактор иногда оказывается сильнее. По возможности делайте высокую упаковку.
Как правило, на складах ведется видеонаблюдение, а грузы взвешиваются и измеряются. Если отправитель говорит, что объем груза 2 м3, а на складе намеряли 3 м3, с очень высокой вероятностью прав склад.
Дополнительные финансовые преимущества контейнерных ж/д перевозок:
— страхование ж/д грузов дешевле, чем страхование морских грузов;
— разбивка в счете за транспортные расходы до/после границы ЕАЭС позволяет сэкономить на таможенных платежах, т.е. при таких перевозках груз большую часть пути движется по территории ЕАЭС. Если ваш экспедитор рисует в счете классические «70 на 30», это незаботливый или невнимательный экспедитор.

  1. Какие недостатки у ж/д перевозок из Китая?

С плюсами все понятно: скорость, безопасность, адекватные и стабильные ставки и т.д.
К минусам можно отнести:
— развитие инфраструктуры в России и Беларуси не успевает за ростом объемов ж/д перевозок. Станции не всегда успевают обрабатывать контейнеры без задержек. К примеру, в прошлые годы обработка контейнера в Бресте занимала 1-3 дня, сейчас больше недели;
— если с грузом возникают какие-то проблемы при въезде в ЕАЭС, вы можете потерять очень много времени, решая их или ожидая их решения.
В нашей практике была ситуация, когда Забайкальск не пропустил контейнер со сборными грузами, потому что на один из грузов отсутствовало свидетельство о государственной регистрации. Весь контейнер возвращали в Китай, доставали из него проблемный груз, оформляли заново и ввозили заново. Задержка составила более двух месяцев (29.07 контейнер в первый раз выехал из Китая, 03.08 прибыл в Забайкальск, 17.09 вернулся в Китай, 15.10 выехал из Китая повторно);
— риски новых сервисов – вы можете отдать заказ на новый поезд по привлекательной цене, но потом несколько недель ждать отправления, если у поезда будут проблемы с формированием;
— финансовые аспекты – ряд агентов и экспедиторов будут настаивать на получении полной или частичной предоплаты за перевозки. Грузоотправитель также может требовать 100% предоплату. Это обусловлено тем, что, в отличие от морских перевозок, отсутствует возможность контролировать выдачу груза грузополучателю;
— не каждый груз можно привезти ускоренным контейнерным поездом из Китая.

  1. Как вывезти ж/д контейнер из Колядичей в Москву/Киев/Вильнюс/Таллин и т.д.?

Советуем заранее найти белорусского экспедитора, который, естественно, по предварительному согласованию, примет в свой адрес ваш контейнер (=выступит получателем по SMGS), оформит его и организует вывоз.

Если в SMGS получателем будет указана иностранная компания, то, во-первых, велика вероятность простоять несколько дней на дополнительной проверке при въезде в ЕАЭС из-за несовпадения страны получателя и страны прибытия. Во-вторых, ей понадобится или самой заключать договор и оплачивать услуги СВХ, или подписывать трехсторонний договор перевода долга с Колядичами и местным экспедитором и высылать оригиналы в Минск. И то, и другое не очень удобно на практике.

Для точного расчета нужно знать пункт назначения, название, примерный вес и стоимость груза, количество кодов ТН ВЭД, место возврата порожнего контейнера и собственника контейнера.

Итоговая цена будет складываться из стоимости самой перевозки, услуг СВХ (тарифы на 2020 г. здесь), оформления таможенного транзита и таможенной гарантии, оформления временного ввоза на порожний контейнер, если он, к примеру, китайского собственника.

Отметим, что совет заранее найти толкового местного партнера применим не только к Беларуси и Колядичам, но и к другим станциям и странам. Местный экспедитор всегда лучше знает специфику и может значительно облегчить жизнь, а иногда обойтись без него вообще невозможно.

Фото — станция Shilong, Китай.

  1. Куда возвращать порожний контейнер после выгрузки?

В большинстве случаев порожний контейнер необходимо вернуть на станцию прибытия.
Случается, что контейнер прибыл, например, на Колядичи, а сдать его нужно в Москве. Чтобы это не стало для вас неожиданностью и не превратилось в большие дополнительные расходы, очень важно заранее, на этапе запроса цены (и тем более при размещении заказа), оговаривать место сдачи порожнего контейнера.
Например, запрос агенту может выглядеть следующим образом:
FOB Ningbo — Kolyadichi  — 1*40hq, empty return to Kolyadichi only.
Cargo is ready this week.
Please provide rates and possible ETD + indicate station of departure.
Если вы, к примеру, получили привлекательную ставку до Минска, но порожний контейнер нужно сдать в Бресте, не поленитесь уточнить, есть ли возможность сделать дроп-офф в Минске (дроп-офф – это платное разрешение сдать порожний контейнер не в том месте, которое было запланировано изначально). Иногда это возможно.
Время на возврат порожнего контейнера ограничено, точное количество бесплатных дней и размер штрафов необходимо выяснять у агента. Сборные грузы после прибытия размещаются на СВХ. Несколько дней пребывания на СВХ обычно включено в ставку.

Абсолютное большинство ж/д грузов приезжает в Беларусь в контейнерах, собственником которых является «ТрансКонтейнер» (префикс TKRU или RZDU). Если груз прибыл в другом контейнере, например, китайского собственника, запросите у него письмо о том, кто принимает порожний контейнер на хранение. При отсутствии такого письма станция либо через какое-то время выставит счет за хранение на грузополучателя, либо вообще откажется принимать порожний контейнер.

  1. Резервный пункт для будущих дополнений :)

Если у вас остались вопросы или есть, что добавить, пожалуйста, пишите в комментариях или на info@arslog.by.

© «АрсЛог», Минск, Беларусь, 2020
Любителям утащить наши тексты себе на сайты и в соцсети: спросите у нас разрешения и не забывайте указывать источник.