Есть некоторые опасения, что эта статья устареет быстрее, чем проиндексируется поисковиками. В удивительное время живем. Учились на логистов, а приходится быть немного фокусниками. Но приступим к делу.

С 16.04.2022 зарегистрированные в ЕС автотранспортные средства, за редким исключением, могут следовать только через определенные белорусские пункты пропуска (п/п) в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки. Для этих целей определены ряд пунктов таможенного оформления (ПТО) и зон ожидания системы электронной очереди транспортных средства для въезда в автодорожный пункт пропуска (далее – «зона ожидания», в них можно делать только перецепку):

  • ПТО Брест-Белтаможсервис (для п/п Козловичи);
  • ПТО Брест-Белтаможсервис-2 (для п/п Козловичи);
  • ПТО Берестовица-ТЛЦ (для п/п Берестовица);
  • зона ожидания п/п Берестовица (для п/п Берестовица);
  • ПТО Брузги-ТЛЦ (для п/п Брузги, Привалка, Берестовица);
  • зона ожидания п/п Брузги (для п/п Брузги);
  • ПТО Гродно-ГАП-2 (для п/п Привалка);
  • ПТО Лида-авто (для п/п Бенякони);
  • зона ожидания п/п Бенякони (для п/п Бенякони);
  • ПТО Каменный Лог-Белтаможсервис (для п/п Каменный Лог, Котловка);
  • зона ожидания п/п Котловка (для п/п Котловка);
  • зона ожидания п/п Григоровщина (для п/п Григоровщина);
  • зона ожидания п/п Урбаны (для п/п Урбаны, Видзы);
  • ПТО Полоцк-Стекловолокно (для п/п Григоровщина, Урбаны, Видзы).

Как это примерно выглядит на практике.

При ВВОЗЕ в Беларусь.

Иностранный «санкционный» и местный перевозчики, отстояв очередь, заезжают на СВХ (иностранный с грузом).

*под словом «местный» будем подразумевать перевозчика из Беларуси, России или других стран, не входящих в запрещенный список.

В зависимости от планируемой операции (перегрузка или перецепка), каждый из них оформляет заявление на перегрузку или заявление на перецепку.

После завершения таможенной процедуры таможенного транзита (снова придется подождать) иностранный перевозчик получает документы с закрытой процедурой и после осуществления перецепки/перегрузки передает их местному перевозчику.

Далее иностранный перевозчик или убывает порожним в ЕС, или ожидает перегрузку/перецепку экспорта.

Местный перевозчик вносит изменения в CMR (транспортное средство, данные перевозчика), оформляется новая процедура таможенного транзита (ЭПИ, предоставление обеспечения – вот это вот все). Если была перегрузка, вешается новая пломба. После всех этих манипуляций он убывает с СВХ на таможню назначения (в Беларусь, Россию).

При ВЫВОЗЕ из Беларуси.

Алгоритм зеркальный. Местный перевозчик заезжает на СВХ с экспортным грузом, а иностранный порожний (если он едет «на подачу», лучше иметь на руках заявку на перевозку или т.п. документ, чтобы подтвердить цель ввоза транспортного средства). После оформления заявления на перегрузку/перецепку и ее осуществления местный перевозчик передает документы иностранному и выезжает из СВХ. Иностранный перевозчик вносит изменения в CMR (транспортное средство, данные перевозчика), ожидает снятия с контроля и убывает в ЕС.

Конечно, в обоих случаях еще придется заплатить за услуги СВХ.

Также в случае перецепки таможня достаточно часто требует предоставить договор аренды полуприцепа между перевозчиками. Образец можно найти здесь.

Пример заявления:

Начальнику (такой-то) региональной таможни (ФИО)
Водителя (ФИО)
Фирмы-перевозчика (наименование)
УНП (УНН/ИИН/ИНН) фирмы-перевозчика
Проживающего (адрес)
Паспорт (данные)

Заявление

В связи с запретом на въезд европейского перевозчика на территорию Республики Беларусь рег. номера XXX прошу разрешить перецепить прицеп с XXX на XXX. Транспортные средства принадлежат XXX. Товар XXX следует из XXX в XXX по следующим товаросопроводительным документам: TIR XXX, транзитная декларация XXX, CMR XXX, счёт- фактура XXX, XXX, XXX. Транспортное средство XXX рег. номер XXX и полуприцеп XXX рег. номер XXX с вышеуказанным товаром находится по адресу: XXX.

Дата Подпись ФИО

В заключение отметим, что нововведениям на момент написания этой заметки чуть больше недели: практика (в том числе ценообразования) активно нарабатывается, «логистические» группы в мессенджерах превращаются в Tinder для прицепов и тягачей, бухгалтеры спорят о том, какой НДС должен применяться для внутриреспубликанского перемещения под таможенным транзитом, а мы по-прежнему рады вашим запросам.