Если вы заказываете транспортно-экспедиционные услуги у нерезидентов (компаний, зарегистрированных в другой стране), вам следует знать о существовании налога на доходы иностранных организаций. Мы пишем о белорусской практике, но на 97% уверены, что похожие механизмы действуют и в других странах на постсоветском пространстве.

Ставка налога, согласно ст.192 Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь, составляет 6% (есть исключения, связанные с грузоперевозками морским транспортом, см. ст. 189). Налог должен быть удержан из причитающейся к оплате сумме или оплачен из собственных средств организации. Налоговым периодом является квартал. Соответственно, налог перечисляется в бюджет не позднее 22-го апреля, июля, октября, января.

Для того чтобы не платить этот налог, придется повозиться с бумажками.

Рассмотрим следующие вопросы.

  1. Что такое справка о постоянном местонахождении.
  2. Как предоставить справку в налоговые органы.
  3. Что будет, если не предоставить справку.
  4. Как получить справку для своей компании.
  5. Рекомендации.

Любителям утащить наши тексты себе на сайты и в соцсети: спросите у нас разрешения и не забывайте указывать источник.


1. Что такое справка о постоянном местонахождении.

Если между странами заказчика и подрядчика заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения, оплаты налога на доходы иностранных организаций (логично) можно избежать. Для этого подрядчик должен предоставить заказчику выданное компетентным органом своей страны подтверждение того, что он имеет в ней постоянное местонахождение. В свою очередь заказчик предоставляет этот документ в свою налоговую инспекцию.

Это подтверждение называют по-разному: справка о постоянном местонахождении, справка резидентства, сертификат налогового резидентства, справка о подтверждении статуса налогового резидента, справка о постоянном местопребывании для налоговых целей и т.д.

Сам документ представляет из себя 1-2 страницы, на которых будет написано, что компания X в таком-то году является резидентом такой-то страны в смысле договора об избежании двойного налогообложения между этой страной и Республикой Беларусь. Имейте в виду, что справку нужно предоставлять на каждый календарный год, в котором оказываются (или оплачиваются, берется более раннее событие) услуги.

 

На сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь можно найти перечень стран, с которыми у Беларуси заключены такие соглашения, а также информацию о том, кто вправе выдавать справки в той или иной стране (как правило, это местные налоговые органы).


2. Как предоставить справку в налоговые органы.

Справка о постоянном местонахождении может предоставляться в налоговый орган:

1) в оригинале;

2) в виде заверенной копии оригинала: если оригинал справки уже находится в какой-то белорусской налоговой инспекции, можно получить от нее заверенную копию и предоставить ее в другую белорусскую налоговую инспекцию. Любые другие копии, в том числе заверенные нотариально, не подойдут;

3) выданная надлежащим образом в электронном виде. Подлинность таких «электросправок», как правило, можно проверить на специальных сайтах. Например, здесь для справок российских компаний. В некоторых странах отсутствует открытая база электронных справок. Каким образом в таком случае осуществляется проверка, мы не знаем. Министерство по налогам и сборам на своем сайте пишет, например, про Великобританию, что «в случае возникновения сомнений налоговые органы Великобритании оказывают содействие в подтверждении их [справок] подлинности в рамках процедуры информационного обмена между налоговыми органами двух стран».

Справка должна сопровождаться переводом на белорусский или русский язык. Перевод может быть выполнен любым лицом, владеющим соответствующим иностранным языком. Для осуществления перевода необязательно обращаться в бюро переводов, также не нужно заверять его нотариально.

К справке и переводу необходимо приложить копию договора и заявление (мы, такие-то, предоставляем справку такой-то компании для избежания двойного налогообложения). Пакет документов можно отнести лично или отправить по почте.

Если у инспектора, рассматривающего документы, возникнут вопросы (например, юридический адрес компании в справке будет отличаться от юридического адреса компании в договоре или подлинность справки будет вызывать сомнения), с вами свяжутся. Если никто не звонит, значит, все хорошо :) Как правило, документы рассматриваются в течение двух недель.

Можно пойти по более легкому пути и прикрепить документы через личный кабинет, но в таком случае налоговый орган не видит вашу справку «вживую». И через три года при проверке может оказаться, что с ней что-то не то (или вы ее вообще потеряете), а это повлечет за собой проблемы и расходы.


3. Что будет, если не предоставить справку.

Если вы не сумели своевременно предоставить справку своего контрагента, необходимо перечислить в бюджет налог на доходы иностранных организаций. Если позже вы получили справку и предоставили ее в налоговый орган, то уплаченный налог будет возвращен из бюджета (та же сумма в белорусских рублях).

Уплаченные в Беларуси суммы налогов ваш контрагент может предоставить к вычету у себя в стране, но на практике мы никогда не видели, чтобы кто-то пользовался этим механизмом в нашей логистической сфере.

Если вы вообще забили/забыли про налог на доходы иностранных организаций, рано или поздно это вскроется, и налоги будут доначислены. Плюс штрафы и пени.

Иногда можно встретить убеждение, что за этим вопросом должен следить обслуживающий банк. Это не так. Банки являются агентами валютного контроля. Они не контролируют вопросы оплаты вами налогов на доходы иностранных организаций.


4. Как получить справку для своей компании.

Чтобы получить справку для своей компании, необходимо обратиться в компетентный орган своей страны с соответствующим запросом. В Беларуси это местные инспекции Министерства по налогам и сборам. Они выдают справки в оригинале на бумажном носителе или в электронном виде (как запросите). Подлинность белорусской «электросправки» с 28.06.2019 можно проверить здесь по ее номеру.

По нашему опыту, клиенты из европейских стран не просят предоставить им справку. Видимо, их законодательство более лояльно в этом вопросе. Надеемся, однажды и нам станет проще.


5. Рекомендации.

  • Договаривайтесь «на берегу». Прежде чем начать работу с новым контрагентом-иностранцем, проговорите, что вам ежегодно от них будут нужны справки (и акты выполненных работ, но это другая боль и другая история). Будет не лишним прописать в договоре обязанность предоставления справок и право удерживать сумму налога при оплате счетов за соответствующий период в случае их непредоставления.
  • Внимательно сверяйте реквизиты компании в справке и в договоре (название, адрес, УНП) перед тем, как сдать документы в налоговую инспекцию. При наличии расхождений перезаключите договор, если это возможно, или заключите дополнительное соглашение, в котором скорректируйте расхождения.
  • Если сотрудник вашего контрагента не понимает, что вы от него хотите, посоветуйте ему обратиться к своему бухгалтеру или юристу или в местные налоговые органы. Для облегчения понимания также можно предоставить образец справки с сайта Министерства по налогам и сборам Беларуси.
  • Если к вам обращается другая компания с просьбой предоставить заверенную вашей налоговой копию справки по вашему общему подрядчику, не отказывайте.
  • Работайте с «АрсЛог» и не думайте обо всем, что написано выше :)

Будем рады вашим комментариям.