Фотографии судов с ровными рядами ярких контейнеров, так похожих на кубики LEGO, всегда притягивают внимание. И мало кто задумывается, какая это непростая задача – правильно расположить грузы на борту.
Для планирования размещения контейнеров на контейнеровозе необходимо иметь следующие данные:
- список портов, в которые будет заходить судно, в хронологическом порядке;
- информация о контейнерах (количество, тип, вес), которые будут грузиться в каждом порту;
- информация о количестве рефрижераторных, негабаритных контейнеров и контейнеров с опасными грузами, которые будут грузиться в каждом порту;
- информация о контейнерах, которые остаются на борту после выгрузки в том или ином порту.
Мы рассмотрим основы размещения контейнеров на примере контейнеровоза, следующего из порта Дурбан (ЮАР) в порт Роттердам (Нидерланды).
Основные понятия
- Отсек (Bay) – часть пространства контейнеровоза, в которой размещаются контейнеры. Условно говоря, если контейнеровоз – это палка колбасы, то осек – это один ломтик (см. рисунок 1). Чем больше судно, тем больше будет отсеков. Первый отсек будет находиться в носу корабля, а последний — в корме (задней части) корабля.
Рисунок 1. Контейнеровоз в разрезе.
- План отсека (Bayplan) — это вид отсека в поперечном разрезе, охватывающий палубу и пространство под палубой (грузовой трюм), приходящиеся на отсек (выделен зеленой окружностью на рисунке 2).
Рисунок 2. Планы отсеков 09, 11, 13, 15.
- Ряд (Row) – это точка, в которой контейнер размещается относительно ширины судна. На рисунке 2 номера рядов обведены зелеными прямоугольниками. Принцип нумерации рядов: начинается с ряда 01 в центре, далее в сторону правого борта по возрастанию идут нечетные номера рядов, а в сторону левого борта — четные.
- Ярус (Tier) – это точка, в которой контейнер размещается относительно высоты судна. На рисунке 2 номера ярусов выделены красными прямоугольниками. Зная номера отсека, ряда и яруса, мы можем точно представить, где именно на судне находится тот или иной контейнер.
- Люковые закрытия (Hatch covers) — это крышки люков, которые отделяют палубу от грузового трюма. На рисунке 2 они обозначены темными прерывистыми линиями. Область выше линии – это палуба, которая обычно видна нам, когда мы смотрим на корабль. Область ниже линии – это грузовой трюм, место под палубой, которое мы не можем увидеть, если не находимся на судне.
В настоящее время большая часть работы по планированию расположения контейнеров на судне делается с помощью компьютеров, но используемые подходы и методы разрабатывались десятилетиями. Планировать загрузку контейнеровоза необходимо в динамике, т.е. учитывать и те контейнеры, что уже на борту, и те, что будут загружены в пути следования. Наиболее популярными программами для планирования являются CASP, MACS3 и Bulko.
Основные принципы загрузки контейнеров
- Контейнеры, которые должны быть загружены на борт, группируются по порту назначения.
- Чем раньше должен быть выгружен контейнер, тем выше он должен грузиться, и наоборот. На самой вершине окажутся контейнеры, которые должны быть выгружены в следующем порту, куда направляется контейнеровоз, на самом дне – те контейнеры, которые следуют «до конечной».
- Тяжелые контейнеры грузятся вниз, легкие – наверх.
- Совокупный вес контейнеров, расположенных в каждом ряду и в каждом ярусе, не может превышать определенного значения, которое зависит от конструкции судна.
Ввиду специфики крепления контейнеров, 40-футовый контейнер можно разместить на двух 20-футовых в трюме (на палубе – если позволяет конфигурация остеков), но разместить два 20-футовых контейнера на 40-футовом, как правило, невозможно. Лучше всего, если удается осуществить загрузку «по вертикали» контейнерами одного типа. Флетреки (контейнеры без боковых стенок) могут располагаться над/под другими контейнерами, если их груз не является негабаритным, потому что сами флетреки имеют такие же размеры и конструкцию, как и обычные контейнеры.
На контейнеровозах грузовое устройство, как правило отсутствует, а все грузовые операции выполняются портовыми средствами со специальных причалов, так называемых терминалов.
На рисунке 2 используются различные буквы алфавита и цвета:
- фиолетовые “F” для порта Филикстоу (Felixstowe);
- оливковые “A” для порта Антверпен (Antwerp);
- оливковые “Ae” для порта Антверпен для загрузки порожних контейнеров (Antwerp empty);
- оранжевые “H” для порта Гамбург (Hamburg);
- желтые “L” для порта Гавр (Le Havre);
- голубые “R” для порта Роттердам (Rotterdam);
- “X” для обозначения 40-футовых контейнеров.
Наш контейнеровоз после отплытия из порта Дурбан будет двигаться по следующему маршруту: Филикстоу – Антверпен – Гавр – Гамбург — Роттердам. Так как Филикстоу будет первым портом выгрузки в пути следования, F-контейнеры загружают выше всех других контейнеров. Роттердам будет последним портом назначения, следовательно, R-контейнеры располагаются под другими контейнерами.
Рисунок 3. Загрузка контейнеровоза.
Обратите внимание на контейнер, который находится в точке 130612 (отсек 13, ряд 06, ярус 12).
Допустим, этот контейнер был неправильно загружен изначально или уже после отправки из Дурбана по какой-то причине было решено выгрузить его в порту Филикстоу. Для того чтобы добраться до этого контейнера, необходимо открыть люковые закрытия, т.е. все контейнеры над ним на палубе (8 контейнеров, следующих в Антверпен, и 4 контейнера, следующих в Гавр) должны быть сняты с корабля, а после выгрузки контейнера 130612 загружены обратно на борт.
Все это превращается в значительные расходы и временные потери. Чтобы избегать подобных ситуаций, крайне важно заблаговременно получать точную информацию о портах назначения, весах и характеристиках контейнеров.
Наверное, теперь вы понимаете, почему в морских перевозках существует понятие “сut off” – крайний срок, в который загруженный контейнер должен быть доставлен в порт отправления, чтобы уплыть на конкретном судне. Как правило, между cut off и датой отплытия проходит два-три дня. Это время, в первую очередь, необходимо для рационального размещения контейнеров на контейнеровозе.
Источник здесь.