Морская линия — это компания, имеющая в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, которые выполняют морские перевозки по заранее составленным графикам и маршрутам (часто международным). Примеры морских линий: CMA-CGM, Maersk, MSC, Evergreen, Cosco, Yang Ming, NYK, OOCL, China Shipping и др. По одному и тому же маршруту (например, из Шанхая в Клайпеду) может плавать несколько линий. Какую выбрать?
Морские линии могут отличаться друг от друга:
- транзитным временем;
- ценами на перевозку;
- наличием мест на контейнеровозах;
- условиями по хранению и пользованию контейнерами (storage/demurrage/detention);
- репутацией.
Рассмотрим эти пункты подробнее.
1. Транзитное время.
Чем меньшее количество судозаходов в промежуточные порты предусматривает расписание того или иного рейса, тем быстрее контейнер с грузом прибудет в порт назначения.
Например, нам нужно привезти контейнер детских игрушек из Guangzhou в Минск через Клайпеду. Если мы воспользуемся рейсом линии CMA-CGM “Guangzhou – Yantian – Роттердам – Клайпеда”, то маленькие белорусы получат свои сокровища примерно на неделю быстрее, чем если бы мы отправили контейнер рейсом линии Maersk “Guangzhou – Nansha – Tanjung Pelepas – Бремерхафен – Клайпеда” (35 дней vs. 44 дня, информация взята с официальных сайтов морских линий по состоянию на март 2017 г.).
Обращаем ваше внимание, что морская линия не несет никакой ответственности за нарушение заявленных сроков доставки. Судно может приплыть раньше или опоздать. Поэтому нужно учитывать «исторически сложившуюся» пунктуальность морской линии, а не только заявленное расписание.
Общее транзитное время также зависит от степени налаженности и интенсивности фидерного сообщения. Например, судно может быстро приплыть из Нью-Йорка в Гамбург, но потом контейнер будет ждать 10 дней перегрузки на фидер для дальнейшей доставки в Ригу (фидер — это небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах, обслуживает какой-то конкретный небольшой регион).
Кроме вышеперечисленных факторов, время морской доставки груза в отдельных случаях будет зависеть от сезонности, экономической ситуации и военных действий в регионах по маршруту движения судна, а также пиратских рисков.
В целом транзитное время разных линий обычно сопоставимо: нет такого, что одна линия доставляет контейнер за 10 дней, а другая по тому же маршруту – за 40 дней.
2. Цены на перевозку.
Здесь нужно обращать внимание на стоимость перевозки, на то, что включает в себя цена, особенно, если она гораздо ниже среднерыночной (только морской фрахт, или морской фрахт и сумму портовых сборов, или др.), на срок действия ценового предложения. Нет смысла радоваться «сладкой» цене на перевозку, действующей до 28 февраля, если ваш груз готов 1 марта.
3. Наличие мест.
Уточняйте, насколько реально получить место на ближайших контейнеровозах, особенно в «горячий сезон». У вас может быть отличная цена, но если у линии нет мест на две недели вперед и судно, на которое вы можете попасть, выплывает уже в следующем месяце, неизвестно, какой будет новая ставка. К сожалению, можно столкнуться с негласной практикой «аукциона»: место на судне быстрее получит тот, кто готов заплатить больше.
Иногда у линии нет нужного вам оборудования в нужном месте в нужное время, например, 20футового рефрижераторного контейнера в порту Карачи. При этом при предварительном запросе вам могли предложить самую лучшую цену. В таком случае, скорее всего, будет дешевле заказать контейнер у другой линии, чем организовывать и оплачивать доставку нужного контейнера из другого региона.
4. Storage. Demurrage. Detention.
Три волшебных слова в морских перевозках, обозначающие предоставляемые условия по хранению и пользованию контейнерами. Как правило, предоставляется некоторое количество бесплатных дней, а если клиенту их оказывается недостаточно, начисляются штрафы. Штрафы обычно имеют прогрессирующую шкалу (чем больше «просроченных» дней, тем дороже становится каждый день). Обращайте внимание на количество бесплатных дней, а также ставки штрафов, особенно, если в схеме мультимодальной доставки задействован ж/д транспорт. Например, «круг» Клайпеда-Минск-Клайпеда при автодоставке контейнера займет около 6 дней, а при ж/д доставке — 15-20 дней. Возможно, при планировании доставки, где наземная доставка получателю осуществляется железной дорогой, стоит выбрать морскую линию с более высокой ставкой за перевозку, но с лучшими условиями – по факту с учетом штрафов это может оказаться дешевле.
Рассмотрим подробнее понятия «storage», «demurrage», «detention».
Storage – это условия по хранению контейнера в порту. Количество дней считается с момента выгрузки контейнера в порту до момента вывоза из порта (при импорте) или с момента его прибытия в порт до момента погрузки на судно (при экспорте). Storage платится за то, что наш контейнер занимает место на территории порта.
Demurrage и Detention — это условия по пользованию контейнером. Они платятся за то, что мы пользуемся контейнером – собственностью морской линии. Т.е. контейнер уже был бы отправлен в следующий рейс с другим грузом, но мы «удерживаем» его в своих руках.
Demurrage взимается за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала (при импорте) или с момента размещения груженого контейнера в порту до момента его погрузки на судно (при экспорте).
Detention взимается за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза из порта до момента возврата порожнего/груженого контейнера в порт (при импорте/экспорте соответственно)
Встречается вариант «demurrage/detention combined», при таком комбинированном варианте количество дней считается с момента прибытия в порт до момента возврата порожнего контейнера в порт (при импорте) или с момента забора порожнего контейнера в порту до момента его погрузки на борт судна (при экспорте).
5. Репутация.
Среди морских линий есть свои «гранды»: компании, которые больше, дольше присутствуют на рынке, ведут масштабную маркетинговую политику. Но это не обязательно значит, что другие компании хуже. К тому же, морские линии создают альянсы (см. изображение ниже), и контейнеры одной морской линии могут плыть на судне другой. Поэтому выбирать линию только лишь по названию не имеет смысла. Однако если у линии есть долгосрочные проблемы с финансовой устойчивостью, лучше осторожно подходить к вопросу сотрудничества с ней (самый яркий пример – банкротство линии Hanjin в 2016 г. и надолго застрявшие в пути «до выяснения обстоятельств» контейнеры ни в чем не виновных грузополучателей).
В заключение отметим, что все вышеуказанные факторы надо рассматривать в совокупности. Хороший экспедитор в силу своей работы постоянно держит руку на пульсе рынка морских перевозок и сможет предложить лучшие на данный момент варианты по вашему запросу с учетом всего вышеперечисленного. Вы всегда можете обратиться за консультацией к нашим специалистам. Также будем рады вашим вопросам в комментариях.
2 комментария
Спасибо за статью, но не совсем понятна разница между Storage и Demurrage. Можете объяснить подробнее?
Добрый день, Андрей.
Конечный получатель платы за storage — порт (при этом в зависимости от сложившейся в регионе деловой практики собирать плату может как сам порт, так и линия для порта).
Конечный получатель платы за demurrage — морская линия.