vgm

Часто можно встретить заблуждение, что в 20-футовый контейнер можно грузить 20 тонн груза, а в 40-футовый – 40 тонн. Это не так. Как правило, допускается загрузка в контейнер 26-28 тонн груза. Такой вес позволяет быть уверенным, что грузоподъемность кранов в портах отправления, транзита и назначения позволит осуществить погрузку/выгрузку контейнера, а также что у контейнера не оторвется дно из-за тяжести груза. Однако необходимо принимать во внимание еще и способ доставки контейнера в порт или из порта грузополучателю. Грузить 28 тонн, если наземная доставка будет осуществляться автотранспортом — плохая идея.

Морская линия может вводить дополнительные ограничения по весу груза в контейнере:

  • не принимать грузы больше определенного веса на конкретное судно. Например, учитывая уже полученные заказы на перевозку и особенности размещения контейнеров на контейнеровозе,  линия перестает принимать грузы более 10 тонн в 20-футовых контейнерах и более 15 тонн в 40-футовых контейнерах на судно отправкой 5 декабря 2016 г. из Ningbo (Китай).
  • вводить overweight surcharge, т.е. брать дополнительные деньги за бо́льший вес. Например, + 50 USD при загрузке более 22 тонн груза в 20-футовый контейнер. Как правило, надбавка за перевес вводится именно для 20-футовых контейнеров. Можно пробовать уговорить морскую линию не применять эту надбавку для вашего контейнера, иногда получается.

Информация в коносамент, в том числе про параметры груза, вносится на основании данных, предоставленных грузоотправителем. В коносаменте даже содержится фраза «Shipper’s load, stow, weight and count» («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»). До недавних пор это могло быть лазейкой для злоупотреблений: отправитель мог заявить вес груза меньше, чем на самом деле, и надеяться, что он будет благополучно доставлен в пункт назначения. Опасность кроется в том, что таких отправителей может быть не один и не два. Подобная дезинформация ведет к неправильному размещению контейнеров на контейнеровозе и ставит под угрозу безопасность судна, грузов и экипажа. На фотографиях вы видите, что случилось с контейнеровозом Deneb в порту Альхесирас (Испания) в 2011 году. Расследование установило, что 16 из 168 контейнеров перевозили грузы, вес которых превышал заявленный. Реальный вес этих 16 контейнеров составил 278 тонн, а номинальный – 93 тонны, то есть в три раза меньше.

deneb_2011_2deneb_2011

К слову, международные конвенции предусматривают, что грузоперевозчик полностью освобождается от ответственности за порчу, утрату груза или нарушение сроков доставки, если груз был неверно задекларирован.

20_tare

С 01.07.2016 г. начала действовать поправка к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (1974 г.), согласно которой ни один груженый контейнер не может быть погружен на судно, пока отправитель не предоставит морскому перевозчику и (или) представителям порта подтверждение веса брутто (Verified Gross Mass, VGM). VGM  — это «справка», содержащая данные по весу груза, включая упаковку и крепления (паллеты, цепи, пр.), и весу самого контейнера. Оценка веса «на глаз» не допускается. Нужно взвесить загруженный контейнер (и не забыть вычесть вес контейнеровоза, если взвешивание производилось «с колес») или взвесить отдельно груз и добавить к этому весу вес контейнера, указанный в технических характеристиках (нанесены на дверь контейнера). 20ft контейнер обычно весит ~ 2 тонны, а 40ft ~ 4 тонны. VGM должен быть предоставлен не позднее дня cut-off (cut-off — крайний срок, когда груз должен быть доставлен в порт, чтобы уплыть на конкретном судне, обычно приходится на 2-3 дня до даты отплытия.). Если отправитель вовремя не предоставит VGM, контейнер не будет загружен на судно. Исключения не допускаются.

Весовые ограничения применяются не только при морской перевозке, но и при автодоставке груза. По ссылке вы можете ознакомиться с допустимыми весовыми параметрами груженых автомобилей в Беларуси.  На практике допустимым весом груза для автомобильной доставки контейнера считается 20 тонн (не включая вес контейнера). Такой вес повезут без вопросов и по стандартной цене. За бо́льший вес необходимо платить бо́льшие деньги, а зачастую и оформлять специальные разрешения, что требует денег и времени. Оформление специальных разрешений может понадобиться и в случае, если весовой контроль выявит перегрузы по осям контейнеровоза, т.е. если груз был неравномерно размещен в контейнере отправителем. Сообщайте своему перевозчику заранее, если у вас приходят тяжелый груз, чтобы у него было времени подготовиться к такой перевозке. Или используйте альтернативу – доставку тяжелых контейнеров по железной дороге.

Будем рады вашим вопросам в комментариях.