Давайте представим ситуацию: вы собираетесь открыть парикмахерскую в Минске и закупаете в Китае мебель для нее (1800 кг, 7 м3). Отправитель предлагает организовать доставку за 100 usd. Ваш экспедитор называет цену в 530 usd. Вы решаете согласиться на заманчивое предложение отправителя.
Как (скорее всего) будут развиваться события?
После отправки груза вы получите от отправителя коносамент (транспортный документ на морскую перевозку). В коносаменте будет указано, что для организации дальнейшей доставки груза из порта назначения до получателя необходимо обращаться в компанию «XXX», расположенную в Литве/Латвии/другой стране транзита («For further delivery contact XXX» или «For delivery apply to XXX»).
Обратившись в эту компанию, вы узнаете, что для того, чтобы ваша мебель была доставлена в ваш адрес, вам необходимо доплатить некоторую сумму «местных сборов» (несмотря на то, что стоимость доставки в размере 100 usd вы уже оплатили). Ее величина прогнозированию не поддается: с одинаковой вероятностью это могут быть 100 евро и 1100 евро.
И вам придется доплатить эту сумму, если вы хотите получить свой груз. Угрозы, крики и (или) слезы вряд ли помогут. Если вы будете затягивать время в надежде как-то решить проблему, то рискуете получить еще счет за сверхнормативное хранение своего груза на транзитном складе (тоже по необоснованно завышенным тарифам).
Только после получения оплаты груз будет доставлен по месту назначения (силами компании «XXX» или силами вашего перевозчика/экспедитора – зависит от конкретной ситуации).
Почему так происходит?
Суть в том, что отправитель отправляет груз дешево для себя. Его логистическая компания получит недополученное позже от своих партнеров, компании «XXX», из той суммы «местных сборов», что вы заплатите здесь для получения груза. Такая вот мафия.
Что делать, если вы уже попали в такую ситуацию?
Лучше всего воспользоваться услугами местного экспедитора, который специализируется на мультимодальных перевозках. Получив от вас коносамент и документы на товар, он будет контролировать движение вашего груза на всех этапах и не пропустит момент прибытия в порт назначения. Компания «XXX» может не уведомить вас о прибытии груза и не будет нести за это ответственности, а штрафы за несвоевременное предоставление документов или сверхнормативное хранение выставит. Кроме того, экспедитор может оплатить за вас эти «местные сборы» (с последующей компенсацией), и вам не нужно будет возиться с валютной предоплатой. При необходимости он может организовать дальнейшую доставку груза в пункт назначения.
Вы можете делать все самостоятельно: связаться с компанией «XXX», сдать им коносаменты, отправить документы на груз, оплатить выставленный счет, проверить CMR, организовать транспорт. Но если сфера грузоперевозок вам незнакома, лучше обратитесь к специалисту.
Как избежать таких ситуаций в будущем?
Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Получив от отправителя заманчивое предложение на перевозку, постарайтесь выяснить, все ли платежи и сборы включены в ставку. Если вы согласитесь на такую доставку, постарайтесь договориться с отправителем, чтобы он компенсировал вам дополнительные расходы на перевозку, если такие возникнут в пути следования (например, окажется, что перевозка оплачена не до Минска, а до транзитного склада в Вильнюсе, или понадобится доплатить 400 евро местных сборов, или др.). Уточните маршрут доставки груза: иногда бывает, что груз отправляют просто «в сторону Европы», например, до Гамбурга, забрать его оттуда будет сложнее и дороже.
А как с целыми контейнерами?
Если отправитель организует доставку отдельного контейнера, скорее всего, в порту назначения вам придется оплатить портовые сборы (в портах Клайпеда, Рига, по состоянию на июнь 2016, сумма составляет около 200 евро). Кроме того, у вас будет небольшое количество бесплатных дней на хранение и пользование контейнером (storage/demurrage/detention), т.е. контейнер нужно будет очень быстро вывезти из порта и очень быстро вернуть порожний назад в порт, а в случае задержки придется оплатить штрафы (двузначная цифра в евро за каждые сутки).
Вместо вывода
Каждый получатель сам выбирает, как доставлять свои грузы. Мы рекомендуем клиентам не доверять транспортные вопросы грузоотправителю, т.е. заключать контракты на условиях Инкотермс EXW, FCA, FAS, FOB. В таком случае, вы всегда будете точно знать, сколько вы платите и какие условия имеете, а ваш экспедитор будет полностью контролировать доставку груза.
Будем рады вашим вопросам в комментариях.
2 комментария
Добрый день,
подскажите, что делать, если отправитель отказывается работать на других условиях, кроме CIF? можно ли заранее знать размер сборов в порту прибытия при условиях CIF? И Будут ли сборы при одинаковых партиях и стоимости товара такими же, как в предыдущий раз?
Добрый день. Действительно, иногда встречаются несговорчивые компании. Если отправитель принципиально отказывается работать на других условиях, а купить аналогичный товар у другого поставщика вы не можете, придется соглашаться.
Если речь идет о сборном грузе, сумму сборов вы можете узнать у местных агентов, указанных в коносаменте. Ее размеры, как мы писали в статье, могут быть разными (если агенты не готовы назвать сумму сразу, не удивляйтесь: зачастую они узнают о вашем грузе ближе к дате прибытия контейнера). Гарантий, что на идентичную партию груза сумма будет такой же, нет. Без коносамента на конкретный груз сумму сборов узнать не получится.
Если речь идет о целом контейнере, то сумма портовых сборов будет зависеть от порта прибытия, от морской линии, от типа контейнера (например, сборы за контейнер-рефрижератор будут выше, чем за обычный). Стоимость товара не влияет на размер сборов. Суммы сборов довольно стабильны и меняются нечасто, их можно узнать в местном офисе морской линии или обратившись за помощью к своему экспедитору. Если ваш поставщик отправляет одни и те же контейнеры, в один и тот же порт, одной и той же морской линией, суммы сборов будут примерно одинаковые (с учетом естественного изменения цен в течение времени: суммы сборов в 2005, 2010 и 2015 годах, конечно, могут отличаться).